Wednesday, August 24, 2016

stereotypes

в 1996 в Рочестере я оказалась одной из первых россиянок из пост-Советской России. были ребята иммигрировашие со своими родителями в Бруклин и несколько лет раньше, были ребята из Казахстана и Узбекистана, но вот так вот что прямо из Питера в Рочестер -- таких не было.
от меня ждали, что я буду представлять россию в буквальном смысле. например, организация международных студентов устраивала костюмированную вечеринку, где всем студентам предлагалось нарядиться в национальные костюмы. у многих студентов из индии были с собой сари, с удовольствием переодевались и студенты из японии, малайзии. а мне что делать? надевать кокошник и сарафан, что ли?? (когда-то в моём счастливом советском дествте мы с мамой сооурдили изумительный кокошник из картона и бисера, но даже вспоминать об этом было как-то неловко). я принялась объяснять всем, что на самом деле, я из еврейской семьи, и вообще в пост-советской россии национальные костюмы это отстой. пироги я тоже не пекла, а борщ хоть и приходилось готовить, но это потому, что особого выбора не было.
на вечеринку национального костюма я не пошла, хотя на красивые сари посмотреть и хотелось, но долго проблему игнорировать тоже не получалось. жизнь в россии интересовала всех поголовно, от парней в общежитии до моих профессоров и начальниц в библиотеке, куда я устроилась работать. а что в россии едят на завтрак ланч и обед? в россии правда все очень умные? ты наверное с детства танцуешь в балете и занимаешься фигурным катанием?
чтобы как можно вежливее объяснить свой отказ одевать кокошник, я быстро научилась при первой же встерче с новым человеком представляться иначе: я не из россии, а из петербурга, балет не люблю, люблю Битлз, и вообще я не русская, а из еврейской семьи, бОльшая часть которой находится в израиле. впрочем, с таким ответом тоже время от времени случались проколы. как, например, при встерче с дейвом, который вырос в еврейской семье под Филадельфии и не понаслышке знал об иудаизме. при разговоре с ним быть еврейкой по паспорту становилось тоже как-то неловко. в питере, в моём окружении, были ребята, которые ездили в сохнутские лагеря и которые занимались в синагоге. я была не из их числа.
не помню, подсказал ли мне кто-то, обсуждалось ли это, скажем, на занятиях международного бизнеса, или я со временем сама догадалась, что стереотипы трудно разрушить, отвечая в лоб на продиктованные ими вопросы. а может быть, это урок из крёстного отца, it's not personal it's just business. вопрос -- признак заинтересованности собеседника, и нечего злиться и раздражаться, когда тебе в очередной раз предлагают водку на вечерине. водку со льдом, т.к. россияне привыкли к холоду.
поиск креативных ответов на продиктованные стереотипами вопросы -- вот, на самом деле, огромный стимул к творчеству

No comments:

Post a Comment